Географическое указание (ГУ) – это обозначение, используемое на товарах, которое имеет определенное географическое происхождение и обладает свойствами, репутацией или характерными особенностями, обусловленными преимущественно этим местом происхождения.

Чаще всего Географическое указание включает название места происхождения товаров. Например, сельскохозяйственные продукты обычно имеют качества, которые определяются местом их производства и на которые влияют конкретные местные факторы, такие как климат и почва.

Примеры ГУ: сыр Рокфор, Грузинские вина, Швейцарские часы, Шампанское, Коньяк.

Право на географическое указание позволяет его обладателям препятствовать использованию указания третьими сторонами, чьи продукты не отвечают применимым стандартам.

Однако охраняемое географическое указание не позволяет правообладателю препятствовать производству продукции другими лицами по технологии, указанной в стандартах для данного указания.

Географическое указание, подобно товарному знаку, несет определенный месседж покупателю — оно говорит, что продукт или изделие было изготовлено в особом месте, и, соответственно, имеют некоторые характеристики, которые могут быть обнаружены только в этом месте. При рассмотрении географических указаний в качестве категории интеллектуальной собственности важно отличить их от товарных знаков: в то время как товарный знак идентифицирует предприятие, которое предлагает на рынок некоторые товары и услуги, географическое указание идентифицирует географический район, которому приписывается в основном данное качество, репутация или другая характеристика продукта. Однако географические указания схожи с товарным знаком по своей концепции и могут быть использованы для стимулирования национального и регионального экономического развития, и использоваться в стратегическом плане предприятиями.

Более того, географические указания являются национальным достоянием каждой страны.

Какие обозначения могут быть Географическими указаниями?

Типичным примером Географического указания могут быть сельскохозяйственные продукты, свойства которых обусловлены местом, где они произведены, и такими особыми местными географическими факторами, как например, климат и почва. Также, основными предпосылками возникновения особых характеристик товара являются специфические природные условия, в которых он сделан, а также человеческий фактор (мастерство, опыт, традиции).

Географическое указание может использоваться для различных продуктов, многие из которых мы используем почти каждый день. Большое количество из этих объектов ИС имеет не только региональное, но и национальное и даже международное значение. К ним, например, относятся обозначения:

  • сыров («чеддер» (Великобритания), «фета», «халлуми» (Греция), «пармезан» (Италия);
  • спиртных напитков («шампанское», «коньяк» (Франция), «портвейн» (Португалия);
  • безалкогольных напитков ( «капучино», «латте»  (Италия);
  • мясных продуктов ( «охотничьи колбаски» (Польша), «салями» (Италия), «шпикачки» (Чехия) и др.

Какие обозначения не могут быть Географическими указаниями?

Видовые названия товаров и простые указания происхождения товаров не могут быть объектами интеллектуальной собственности. Видовое название товара — это применяемая в названии товара название географического места, где сначала товар этого вида производился, но которая впоследствии стала общеупотребительной, как название определенного вида товара безотносительно к конкретному месту его происхождения (например: колбаса «Московская», горчица “Дижонская” и др.). В этом случае утрачена характерная для географического указания связь «место — товар», а вместо этого возникла связь «товар — качество».

Также обозначение не может быть зарегистрировано как Географическое указание, если оно:

  • противоречит публичному порядку, принципам гуманности и морали;
  • правильно указывает на географическое место происхождения товара, но создает у потребителей представление о том, что товар изготовлен в другом географическом месте;
  • является названием сорта растения или породы животного и поэтому способно ввести в заблуждение потребителей относительно действительного происхождения товара.

Подать заявку в Украине на регистрацию квалифицированного указания происхождения товара имеют право:

а) лицо или группа лиц, которые в заявленном географическом месте производят товар, особые свойства, определенные качества, репутация или другие характеристики которого связаны с этим географическим местом;

б) ассоциации потребителей;

в) учреждения, имеющие непосредственное отношение к выработке или изучению соответствующих продуктов, изделий, технологических процессов или географических мест.

25 января 2017 правительство поддержало разработанный Минэкономразвития проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования правовой охраны географических указаний». В отличие от действующей редакции Закона Украины «Об охране прав на указание происхождения товаров», законопроект предусматривает право на регистрацию географического указания только объединением лиц, которые в указанной географической местности производят товар и/или добывают (перерабатывают) сырье для товара. Кроме этого, данный законопроект несет еще множество изменений, направленных на гармонизацию украинского законодательства с нормативно-правовой базой Европейского Союза.

Государственную регистрацию географических указаний товаров и/или права на их использование осуществляет Государственный департамент интеллектуальной собственности Украины.

Распоряжением Кабинета Министров Украины полномочия по определению и контролю особых свойств, качеств и других характеристик товаров возложены на:

  • Министерство агрополитики — в отношении товаров сельскохозяйственного производства;
  • Министерство культуры — в отношении изделий художественных народных промыслов;
  • Министерство экоресурсов — по определению границ географических мест, с которыми связаны особые свойства, определенные качества и другие характеристики товаров;
  • Министерство здравоохранения — по продуктам питания, продовольственного сырья и минеральных природных вод.

Регистрация права на Географическое указание

Заявка должна касаться регистрации только одного квалифицированного указания происхождения товара. Она составляется на украинском языке. Приложения к ней могут быть составлены на иностранном языке, однако с последующим предоставлением их перевода на украинский язык.

Заявка должна содержать:

а) заявление о регистрации названия места происхождения товара или географического указания происхождения товара и/или права на использование зарегистрированного соответствующего квалифицированного указания происхождения товара со сведениями о заявителе и его местонахождении;

б) заявленное название места происхождения товара или заявленное географическое указание происхождения товара;

в) название товара, для которого заявитель просит зарегистрировать указанное указание происхождения товара и / или право на использование зарегистрированного соответствующего квалифицированного указания происхождения товара;

г) название и границы географического места, где производится товар и с которым связываются особые свойства, определенные качества, репутация или другие характеристики товара;

д) описание особых свойств товара, качеств, репутации или других характеристик товара;

е) данные об использовании заявленного квалифицированного указания происхождения товара на этикетке и при маркировке товара;

ж) данные о взаимосвязи особых свойств, качеств, репутации или других характеристик товара с природными условиями и / или человеческим фактором указанного географического места.

Вместе с заявкой подаются:

а) документ, подтверждающий, что заявитель производит товар, для которого просит зарегистрировать название места его происхождения или географическое указание происхождения товара и / или право на использование зарегистрированного соответствующего квалифицированного указания происхождения товара;

б) заключение специально уполномоченного органа о том, что особые свойства, определенные качества или другие характеристики товара, указанные в заявке, объективно обусловленные или связанные с природными условиями и / или человеческим фактором указанного географического места изготовления товара;

в) заключение специально уполномоченного органа относительно границ географического места, с которым связаны особые свойства, определенные качества или другие характеристики товара.

Срок действия прав на географическое указание

В отличие от регистрации товарного знака, Свидетельство на который дается на десять лет с возможностью дальнейшего продления этого срока, регистрация квалифицированного указания происхождения товара действует бессрочно. Однако свидетельство о праве на использование последнего действует также в течение десяти лет. Наряду с этим Законом предусмотрена возможность продления срока его действия при условии предоставления подтверждения специально уполномоченного органа, владелец свидетельства производит товар в географическом месте, указанном в Реестре, а характеристики товара соответствуют тем, которые внесены в Реестр.

Стоимость регистрации географического указания

За подачу заявки на регистрацию квалифицированного указания происхождения товара и/или права на его использование, предусмотрена пошлина — 2400 грн.

За продление срока действия свидетельства — 8000 грн.

Стоимость услуг Патентного бюро ГРЕЙДС ПАТЕНТ по подготовке заявки на регистрацию — договорная.